(14-й этап мониторинга)
Москва – 2015 год
Содержание
1. Общая оценка региональными подразделениями ВОИ ситуации
с обеспечением инвалидов отдельными видами ТСР в I квартале
2. Сложившийся календарь проведения конкурсных торгов -
исходная предпосылка сбоев в обеспечении инвалидов техническими
3. Низкий уровень реализации государственного заказа -
основная причина дефицитного обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации
4. Вынужденное использование инвалидами механизма
самостоятельного приобретения ТСР в I квартале 2015 года и
практика выплаты им соответствующей денежной компенсации
В течение первого квартала 2015 года в Центральное правление ВОИ поступали локальные сигналы о тревожной ситуации, складывающейся на местах с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации. Это касалось, в том числе, и тех реабилитационных средств, которые связаны с осуществлением неотложных физиологических функций жизнедеятельности инвалидов и в силу этого отличаются предельно высокой степенью насущности для их потребителей.
На основании этой информации руководством ВОИ было принято решение о том, что очередной, четырнадцатый, этап мониторинга ВОИ, во-первых, будет проведен в оперативном порядке и ограничится сбором соответствующих данных в пределах «актуального» I квартала 2015 года, а, во-вторых, объектом обследования станет группа изделий из сегмента технических средств высокой степени «потребительской насущности». Конкретно в перечень обследуемых были включены следующие пять групп ТСР:
от 12 ноября 2010 г. № 1980-р наименование «подгузники» введено вместо наименования «памперсы»);
калоприемники (далее - специальные средства при НФВ);
Вполне понятно, что эти целенаправленно отобранные для мониторинга группы реабилитационных изделий подпадают под общие правила предоставления инвалидам технических средств реабилитации.
В настоящее время процесс обеспечения инвалидов Российской Федерации техническими средствами реабилитации регулируется целым рядом федеральных законодательно-нормативных актов: Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статьи 10 и 11), значительным тематическим набором постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также приказов Минздравсоцразвития РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ.
Основанный на этой нормативной базе практический механизм обеспечения инвалидов ТСР на сегодняшний день включает в себя следующие структурные составляющие:
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами;
страхования РФ потребностей инвалидов в соответствующих видах ТСР (на основе существующих нормативов обеспечения и суммарного учета по региону всей совокупности индивидуальных программ реабилитации инвалидов);
органом конкурсных торгов (тендеров) на закупку конкретных видов реабилитационных изделий;
контрактов с предприятиями (организациями) - поставщиками;
соответствие с их индивидуальной программой реабилитации;
приобретения (покупки) технических средств, предусмотренных их индивидуальной программой реабилитации;
соответствующей денежной компенсации инвалидам за самостоятельно приобретенные ТСР, рекомендованные в ИПР..
С позиций инвалидов как потребителей ТСР оптимальный (максимально выгодный для них) вариант реализации этих процессов мог бы выглядеть следующим образом:
1. Включение в страховую модель и практическое применение перечня и подушевого уровня использования ТСР, соответствующих реальным потребностям инвалидов;
2. Выставление отделениями ФСС конкурсных лотов по ТСР на условиях оптимального соотношения между покупной ценой и качеством изделий (сейчас на практике доминирует критерий минимизации цены, бьющий по качеству изделий, включаемых в госзаказ);
3. Результативное завершение конкурсных торгов и заключение контрактов с поставщиками до начала календарного года, позволяющее обеспечить непрерывность процесса предоставления ТСР инвалидам, начиная с первых чисел года;
4. Полное (стопроцентное) покрытие заявленного на торгах объема потребности в технических средствах реабилитации договорными обязательствами поставщиков - как необходимое условие бездефицитного обеспечения инвалидов реабилитационными изделиями, рекомендованными в ИПР;
5. Бесперебойное предоставление отделениями ФСС инвалидам соответствующих видов ТСР (в соответствии с установленными нормативами обеспечения);
6. Организационное обеспечение процесса самостоятельного приобретения (покупки) инвалидами технических средств реабилитации (при появлении тех или иных сбоев в механизме обеспечения изделиями, предусмотренными ИПР);
7. Гарантированная и организационно адаптированная к инвалидам выплата денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства, предусмотренные ИПР (в пределах стоимости нормативно утвержденных «базовых» моделей соответствующих видов ТСР).
В рамках оперативного обследования мы касались не всех перечисленных составляющих механизма обеспечения инвалидов пятью обследуемыми группами ТСР, а ограничились обращением к практическому состоянию четырех его характеристик:
конкурсных торгов по закупке интересующих нас групп ТСР;
групп ТСР (уровню покрытия заявленной на торгах потребности в ТСР заключенными контрактами на их поставку);
инвалидами обследуемых видов ТСР в I квартале 2015 года;
за самостоятельно приобретенные изделия по пяти обследуемым группам ТСР.
По условиям опроса информацию с мест по каждому из четырех указанных показателей должна была предварять общая оценка региональными подразделениями ВОИ качественного состояния процесса обеспечения инвалидов пятью обследуемыми группами ТСР в I квартале 2015 года. (Можно сразу отметить, что по результатам мониторинга все интересовавшие нас характеристики оказались далеки от описанного выше оптимального варианта).
Что касается статистики проведенного обследования, то из 82-х региональных организаций, входящих в состав ВОИ, в мониторинге по ТСР приняли участие 75 подразделений (то есть 91% потенциальных респондентов), представляющих:
20 республик: Адыгею, Алтай, Башкортостан, Бурятию, Дагестан, Ингушетии, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Карелию, Коми, Марий-Эл, Мордовию, Саха (Якутия), Северную Осетию-Аланию, Татарстан, Тыву, Удмуртию, Хакасию, Чечню и Чувашию;
9 краев: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский;
40 областей: Амурскую, Архангельскую, Астраханскую, Белгородскую, Брянскую, Владимирскую, Волгоградскую, Вологодскую, Воронежскую, Ивановскую, Иркутскую, Калининградскую, Калужскую, Кемеровскую, Кировскую, Курганскую, Курскую, Ленинградскую, Липецкую, Московскую, Мурманскую, Нижегородскую, Новгородскую, Омскую, Оренбургскую, Орловскую, Пензенскую, Псковскую, Рязанскую, Самарскую, Саратовскую, Сахалинскую, Свердловскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую, Тюменскую, Ульяновскую и Ярославскую;
2 автономных округа: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий;
1 автономную область: Еврейскую автономную область;
3 города: Москву, Санкт-Петербург и Севастополь.
В процессе мониторинга применялась регулярно используемая ВОИ методика получения социологической информации, основанная на экспертной оценке региональными и местными организациями ВОИ показателей и характеристик, предложенных в опросном перечне.
Сбор, обработка и содержательный анализ полученной с мест информации осуществлялись по отработанной схеме сотрудниками аппарата Центрального правления ВОИ. Анализ федеральных нормативных актов, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, проделан специалистами аппарата Центрального правления ВОИ.
Ниже приводятся основные аналитические результаты мониторинга, проведенного ВОИ в I квартале 2015 года.
1. Общая оценка ситуации с обеспечением инвалидов
отдельными видами ТСР в I квартале 2015 года
Анализ полученной в процессе мониторинга ВОИ информации показывает, что описанный выше механизм страхового обеспечения инвалидов пятью обследуемыми группами ТСР в I квартале 2015 года работал с весьма серьезными фактическими сбоями.
Увидеть это можно уже на уровне общих (качественных) оценок, данных результатам этого процесса региональными организациями ВОИ.
Для ответа на вопрос о том, как в I квартале 2015 года обстояло дело с обеспечением инвалидов каждой из пяти обследуемыз групп ТСР, подразделениям ВОИ были предложены на выбор пять вариантов оценок: «благополучно», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «крайне плохо» и «обеспечение отсутствовало вообще». На заданный вопрос ответили 69 из 82 региональных организаций ВОИ, то есть 84% потенциальных респондентов.
Если на основе полученных оценок охарактеризовать общую картину с обеспечением инвалидов пятью указанными группами ТСР, то в целом по итогам I квартала иначе как проблемной ее назвать нельзя.
Самая неблагоприятная - а с учетом полученных количественных данных близкая к критической - ситуация сложилась с обеспечением инвалидов абсорбирующим бельем и подгузниками (памперсами). На долю трех «негативных» характеристик (неудовлетворительное или крайне плохое обеспечение и отсутствие обеспечения вообще) по этой группе ТСР пришлись ответы 48% (33 из 69) подразделений-респондентов ВОИ. При этом 29% организаций-респондентов (20 ответивших на вопрос) указали на полное отсутствие в I квартале какого-либо обеспечения инвалидов данными видами изделий со стороны отделений Фонда социального страхования. В эту группу вошли подразделения ВОИ республик Бурятия, Ингушетия и Тыва, Забайкальского, Приморского и Ставропольского краев, Волгоградской, Вологодской, Иркутской, Московской, Мурманской, Омской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Тюменской, Ярославской областей, города Севастополь, Еврейской автономной области и Ханты-Мансийского автономного округа.
В числе 13-ти (19%) других организаций-респондентов, оценивших состояние дел с обеспечением инвалидов абсорбирующим бельем и подгузниками как «неудовлетворительное» и «крайне» плохое» оказались подразделения ВОИ республик Башкортостан, Северная Осетия (Алания) и Хакасия, Алтайского, Камчатского, Краснодарского и Пермского краев, Воронежской, Калужской. Курской, Ленинградской, Орловской и Смоленской областей.
Менее критично складывалась ситуация с обеспечением инвалидов четырьмя другими группами ТСР, попавшими в зону обследования, - специальными средствами при НФВ, ортезами (аппаратами, туторами, корсетами), протезами верхних и нижних конечностей и ортопедической обувью. В зависимости от конкретной группы ТСР негативную оценку состоянию дел с предоставлением инвалидам в I квартале этих изделий (неудовлетворительное или крайне плохое обеспечение и отсутствие обеспечения вообще) дали 23 - 26% (16 - 19) региональных респондентов ВОИ. Соответственно как «благополучную» или «удовлетворительную» ситуацию с обеспечением инвалидов этими четырьмя группами ТСР оценили от 74 до 77% (от 50 до 53 из 69) региональных организаций ВОИ, ответивших на вопрос.
Важно указать, что доминирующее место среди трех «неблагоприятных» оценок состояния дел занимала опция «отсутствие обеспечения вообще». На ее долю приходилось: по специальным средствам при НФВ - 65% «негативных» ответов; по протезам верхних и нижних конечностей - 67% таких ответов; по ортезам (аппаратам, туторам, корсетам) - 68% ответов и по ортопедической обуви - 56% ответов, указывающих на острые проблемы в сегменте потребления этих видов ТСР.
На полное отсутствие в I квартале «снабжения» инвалидов специальными средствами при НФВ сослались организации ВОИ республик Ингушетия и Марий-Эл, Забайкальского края, Волгоградской, Иркутской, Липецкой, Московской, Саратовской, Тюменской, Ярославской областей и города Севастополя.
По данным мониторинга, такая же «нулевая» ситуация сложилась с обеспечением инвалидов протезами верхних и нижних конечностей в Забайкальском и Ставропольском краях, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Калининградской, Московской, Мурманской и Тюменской областях, городе Севастополе и Ханты-Мансийском автономном округе.
Региональные подразделения ВОИ Карачаево-Черкесии и Тывы, Забайкальского и Краснодарского краев, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Калининградской, Московской, Мурманской и Тюменской областей, города Севастополя и Ханты-Мансийского автономного округа констатировали, что в I квартале 2015 года так и не началось обеспечение инвалидов ортезами - аппаратами, туторами и корсетами.
На такое же отсутствие в I квартале «стартапа» с обеспечением инвалидов ортопедической обувью указали организации ВОИ Ставропольского края, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Калининградской, Московской и Тюменской областей, города Севастополя и Ханты-Мансийского автономного округа.
Из приведенных данных нетрудно увидеть, что по отдельным регионам «нулевое» обеспечение инвалидов не ограничивалось каким-то одним видом реабилитационных изделий, а распространялось сразу на несколько групп ТСР. К числу самых неблагополучных в этом смысле регионов можно отнести 11 из 69 (16%) территорий, попавших в зону мониторинга. Так, в 5 регионах, а именно в Волгоградской, Иркутской, Московской, Тюменской областях и городе Севастополе инвалиды в I квартале ничего не получали по всем пяти группам ТСР, включенным в обследование. По трем-четырем группам из пяти (в разных сочетаниях) полное отсутствие обеспечения инвалидов реабилитационными средствами имело место в 6 регионах: Забайкальском и Ставропольском краях, Воронежской, Калининградской, Мурманской областях и Ханты-Мансийском автономном округе. Еще в 4 субъектах Федерации (республиках Бурятии и Тыве, Саратовской и Ярославской областях) «нулевой» вариант обеспечения затронул две из пяти групп ТСР.
К явно неприемлемой картине с «нулевым» обеспечением инвалидов ТСР в I квартале 2015 года можно добавить, что как «крайне плохое» его оценили: по абсорбционному белью и подгузникам - 4 региональных организации ВОИ (Хакасии, Алтайского края, Калужской и Курской областей); по специальным средствам при НФВ - 3 организации (тех же Хакасии и Курской области, а также Ханты-Мансийского автономного округа); по ортопедической обуви - 3 организации (Тывы и все тех же Алтайского края и Курской области).
2. Сложившийся календарь проведения конкурсных
торгов - исходная предпосылка сбоев в обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации
Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что предпосылки к дефицитному обеспечению инвалидов пятью обследуемыми группами ТСР в I квартале 2015 года были заложены уже в начальном звене всего процесса, а именно - в сроках проведения (или их срыве) региональных тендеров на госзакупку необходимых технических средств.
На ставшее уже хроническим «запоздалое» (после начала календарного года) проведение конкурсных торгов по ТСР, болезненно бьющее по реабилитационному обеспечению инвалидов в I квартале, по той или иной из обследуемых групп изделий указали 84% (62 из 74) региональных организаций ВОИ, ответивших на соответствующий вопрос.
По данным подразделений ВОИ, своевременным проведением тендеров, то есть до начала 2015 года, хотя бы по одной из пяти групп ТСР, «отметились» лишь 11 из 74 регионов (15% респондентов). В числе этих регионов оказались республики Башкортостан, Ингушетия, Карелия и Саха (Якутия), Камчатский, Пермский и Приморский края, Ивановская, Нижегородская. Пензенская и Рязанская области. При этом только в одном-единственном случае (Рязанская область) «доновогодние» торги были проведены по всем пяти группам реабилитационных средств. По четырем из пяти групп ТСР тендеры до начала 2015 года проведены в республике Ингушетия и Приморском крае, по двум из пяти групп - в республике Саха (Якутия).
В группу же самых «проблемных» по торгам субъектов Федерации, где по тем или иным из пяти обследуемых видов ТСР тендеры не состоялись ни до начала 2015 года, ни даже в I его квартале, вошли 24% регионов-респондентов (18 из 74 ответивших на вопрос). В большей или меньшей степени такая ситуация имела место в республиках Северная Осетия (Алания), Удмуртия, Хакасия и Чечня, Забайкальском, Краснодарском, Ставропольском и Хабаровском краях, Астраханской, Калининградской, Калужской, Курской, Московской, Мурманской, Сахалинской, и Тюменской областях, городе Севастополе и Ямало-Ненецком автономном округе.
Хуже всего обстояли дела в Хабаровском крае, Московской и Тюменской областях, где на конкурсные торги не была выставлена ни одна из пяти попавших в мониторинг групп ТСР. В республике Хакасия, Калининградской, Курской областях и городе Севастополе тендеры не были проведены по трем-четырем из пяти групп реабилитационных средств.
Основное же число субъектов Федерации (в зависимости от конкретного вида ТСР - 53-59 единиц, то есть 72 – 79% попавших в зону мониторинга), не оказавшихся в перечисленном выше «региональном» ряде, провели тендеры по госзакупкам обследуемых видов ТСР в течение первого квартала текущего года и в целом ряде случаев - ближе к его концу. Это означало, что на основной части территории Российской Федерации инвалиды в лучшем случае могли рассчитывать на то, что технические средства реабилитации из пяти обследуемых нами групп начнут к ним поступать только со второй половины февраля-месяца.
В целом же анализ «календарной» практики проведения конкурсов на размещение госзаказа по ТСР еще раз со всей очевидностью доказывает, что эта составляющая механизма обеспечения инвалидов реабилитационными изделиями явно не соответствует нормальным условиям удовлетворения одной из самых насущных потребностей этой категории граждан и требует неотложного усовершенствования.
3. Низкий уровень реализации государственного заказа -
основная причина дефицитного обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации
Итоги мониторинга показывают, что к явно «неправильному» календарю проведения тендеров по пяти обследованным группам ТСР добавилось негативное действие такого фактора, как низкий уровень покрытия заключенными контрактами объемов заявок, выставленных ФСС на конкурсные торги. На соответствующий вопрос анкеты ответила 71 из 82 региональных организаций ВОИ, то есть 87% потенциальных респондентов.
Можно допустить, что в некоторых случаях полученная от подразделений ВОИ информация на этот счет может содержать определенные неточности, кроме того, в незначительной части ответов отсутствуют данные по некоторым содержательным позициям или конкретные цифровые показатели. Но то, что в целом ситуация с контрактным обеспечением заявленной потребности в ТСР сложилась в I квартале весьма неблагоприятным образом, не вызывает сомнений.
Поскольку в рамках обследования мы не обращались к возможным причинам низкой результативности госзакупок (дефицит производства изделий, «пороки» в самом контрактном механизме и т.п.), приведем лишь основные объемные итоги тендеров, проведенных по ТСР до начала и в течение I квартала текущего года.
На полное, стопроцентное покрытие контрактами поставки заявленного объема потребности на I квартал 2015 года хотя бы по одной из пяти обследованных групп ТСР указали лишь 17% (12 из 71) региональных организаций ВОИ, ответивших на соответствующий вопрос. В число таких регионов вошли республика Мордовия, Брянская, Пензенская, Рязанская и Смоленская области, Северная Осетия (Алания), Пермский, и Приморский края, Калининградская и Ульяновская области, Еврейская автономная область и город Севастополь. При этом в первых пяти регионах заявленная на торгах потребность была полностью обеспечена договорами поставки по всем пяти группам ТСР, включенным в обследование. По двум из пяти групп заявки были полностью законтрактованы в Северной Осетии (спецсредства при НФВ, ортезы), Приморском крае (спецсредства при НФВ, ортезы), а также в Пермском крае и Калининградской области (абсорбирующее белье и подгузники, спецсредства при НФВ).
В остальной части картину «покрытия» аукционного объема потребностей в ТСР реальными договорами с поставщиками можно увидеть из данных, приводимых в таблице 1.
Таблица 1
Уровень обеспечения объема заявленных потребностей в ТСР
заключенными договорами на их поставку
Наименование видов ТСР
|
Процент покрытия потребности в ТСР контрактами, заключенными с поставщиками
|
||||
|
Менее 20% |
20-39% |
40-59% |
60-79% |
80-95% |
1. Абсорбирующее белье и подгузники (памперсы)
|
27% рес- пондентов |
31% рес- пондентов |
15% рес- пондентов |
7% рес- пондентов |
3% рес- пондентов |
2. Специальные средства при НФВ
|
14% рес- пондентов |
27% рес- пондентов |
21% рес- пондентов |
10% рес- пондентов |
4% рес- пондентов |
3. Протезы нижних конечностей
|
18% рес- пондентов |
24% рес- пондентов |
24% рес- пондентов |
10% рес- пондентов |
3% рес- пондентов |
4. Протезы верхних конечностей
|
17% рес- пондентов |
24% рес- пондентов |
21% рес- пондентов |
11% рес- пондентов |
4% рес- пондентов |
5. Ортезы – аппараты |
23% рес- пондентов
|
27% рес- пондентов |
14% рес- пондентов |
10% рес- пондентов |
4% рес- пондентов |
6. Ортезы – туторы
|
20% рес- пондентов
|
24% рес- пондентов |
21% рес- пондентов |
9% рес- пондентов |
6% рес- пондентов |
7. Ортезы – корсеты
|
15% рес- пондентов
|
25% рес- пондентов |
20% рес- пондентов |
11% рес- пондентов |
6% рес- пондентов |
8. Ортопедическая обувь |
21% рес- пондентов
|
27% рес- пондентов |
23% рес- пондентов |
8% рес- пондентов |
6% рес- пондентов |
Из таблицы видно, что по тем восьми видам ТСР, которые входят в 5 обследованных групп, от 40% (по корсетам) до 58% (по абсорбирующему белью и подгузникам) организаций-респондентов указали на то, что заявленная на торгах потребность в них была обеспечена договорами поставки менее чем на 40%.
Столь низкий процент обеспечения контрактами чаще всего касался ортопедической обуви (48% организаций-респондентов), аппаратов (50% респондентов) и уже упомянутого абсорбирующего белья (58% респондентов).
Особенно низким (менее 20%) уровень «законтрактованности» поставок по тому или иному из этих трех видов ТСР оказался в республиках Башкортостан, Бурятия, Карачаево-Черкесия, Коми, Тыва, Хакасия и Чечня, Алтайском, Забайкальском и Краснодарском краях, Астраханской, Владимирской, Воронежской Вологодской, Иркутской, Калужской, Ленинградской. Липецкой, Новгородской, Орловской, Саратовской, Сахалинской, и Свердловской областях, Ямало-Ненецком автономном округе и городе Севастополе.
Вполне понятно, что столь дефицитное обеспечение заявленной на аукционах потребности договорами поставки привело в перечисленных регионах во многих случаях к полному отсутствию в I квартале какого-либо снабжения инвалидов этими видами ТСР через систему ФСС. Острее всего инвалиды ощутили это в ситуации с получением абсорбирующего белья и подгузников (памперсов).
Если вернуться к таблице, то видно, что еще от 15 до 24% подразделений ВОИ сообщили, что объемы заявленных на торгах потребностей в ТСР «воплотились» в заключенные контракты лишь на 40-59%.
И только от 3 до 6% организаций ВОИ отметили, что выставленная на тендер потребность по тем или иным из обследуемых видов ТСР была «закрыта» на 80-95%. В числе таких регионов значились Бурятия, Кабардино-Балкария, Карелия, Северная Осетия (Алания), Амурская, Нижегородская, Оренбургская и Самарская области.
Приведенные показатели, на наш взгляд, нельзя расценивать иначе, как фактический срыв государственного заказа на поставку технических средств реабилитации, ставших объектом мониторинга ВОИ. Именно это и было, в конечном счете, материальной основой остродефицитного снабжения инвалидов пятью обследованными группами ТСР в I квартале 2015 года.
4. Вынужденное использование инвалидами механизма самостоятельного приобретения ТСР в I квартале 2015 года и практика выплаты им соответствующей денежной компенсации
В связи с возможной отсрочкой (по тем или иным причинам) предоставления предписанных в ИПР технических средств реабилитации за инвалидами законодательно закреплено право на самостоятельное приобретение этих изделий с последующей выплатой страховой компенсации за их покупку. Право на такую компенсацию инвалид имеет и в том случае, если предусмотренное ИПР техническое средство ему не может быть предоставлено (пункт 3 «Порядка», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. N 57н).
В рамках текущего обследования нас интересовали два вопроса, связанных с реализацией указанного права инвалидов:
практика «самообеспечения» инвалидов пятью обследуемыми группами ТСР;
инвалидам за самостоятельное приобретение соответствующих технических средств реабилитации.
С учетом рассмотренных в предыдущих разделах «сбоев» в страховом механизме предоставления ТСР нетрудно было предположить, что в I квартале 2015 годы инвалиды во многих случаях вынуждены были прибегать к самостоятельному приобретению обследуемых видов реабилитационных средств.
Действительно, на сравнительно ограниченный характер практики «самообеспечения» инвалидов этими видами ТСР указали только 22 из 72 (31%) региональных организаций ВОИ, ответивших на соответствующий вопрос анкеты. Таким показателем «отметились» республики Адыгея, Кабардино-Балкария, Карелия, Мордовия, Саха (Якутия), Татарстан и Удмуртия, Красноярский, Ставропольский и Хабаровский края, Амурская, Брянская, Владимирская, Иркутская, Кемеровская, Курганская, Нижегородская, Орловская, Пензенская, Псковская, Тверская области и город Севастополь.
Остальные 50 (69%) подразделений-респондентов констатировали, что практика самостоятельного приобретения инвалидами обследуемых видов ТСР в I квартале 2015 года носила в их регионах распространенный либо даже доминирующий характер.
В связи с такими масштабами реабилитационного «самообеспечения» инвалидов в начале 2015 года важное значение приобретала практика реализации установленного механизма выплаты им соответствующей страховой компенсации.
К основным нормам Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2011 г. N 57н и измененного и дополненного приказами от 8 сентября 2011 г. (№1027н), от 22 января (приказ №24н) и от 24 октября (приказ №771н) 2014 г., можно отнести следующие положения:
индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду или он самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации за счет собственных средств;
социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
орган по месту жительства заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению ТСР инвалидом за собственный счет (товарный и кассовый чек), а также предъявления копии документа, удостоверяющего личность, копии ИПР, копии страхового пенсионного свидетельства и копии сберкнижки;
должно совпадать с его наименованием, указанным в ИПР (иначе компенсацию не предоставят или придется переоформлять документ о покупке);
техническое средство реабилитации должно приниматься уполномоченными органами в течение 30 дней со дня подачи заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации инвалидом;
в течение 30 дней с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на сберегательный счет, открытый инвалидом;
органом и должен равняться цене данного вида ТСР, по которой осуществлена его последняя по времени закупка, проведенная уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
реабилитации не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации не состоялась, стоимость соответствующего ТСР определяется по результатам последней по времени осуществления закупки, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации;
технических средств реабилитации размещается в официальных информресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Для ответа на вопрос о соблюдении правил выплаты инвалидам денежной компенсации за самостоятельно приобретенные изделия пяти обследуемых групп ТСР региональным подразделениям ВОИ были предложены четыре варианта: «сроки выплаты в основном соблюдаются»; «сроки нарушаются»; «сроки никогда не соблюдаются» и «имеются случаи, когда компенсация не выплачивается вообще».
Из 72 региональных организаций ВОИ, ответивших на данный вопрос, 60 (83% респондентов) констатировали, что нормативно установленные сроки выплаты денежной компенсации инвалидам по пяти обследуемым группам ТСР (не более двух месяцев с момента подачи необходимых документов в уполномоченный орган до перечисления компенсации на сберегательный счет инвалида) в основном соблюдаются. Остальные 17% (12 из 72) организаций-респондентов указали либо на имеющееся нарушение сроков выплаты компенсации, либо на то, что сроки выплаты, как правило, не соблюдаются. В эту группу регионов вошли республики Дагестан, Тыва и Хакасия, Камчатский и Краснодарский края, Калужская, Курская, Московская, Мурманская, Саратовская, Сахалинская области и город Москва
Случаев, когда денежная компенсация инвалидам вообще не выплачивалась, в рамках данного мониторинга зафиксировано не было. Однако из официальных источников информации известно, что в период, предшествующий настоящему обследованию, практика невыплаты отделениями ФСС компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия достигала подчас значительных масштабов. Например, по данным прокуратуры Волгоградской области, за три квартала 2013 года в Волгоградское отделение Фонда социального страхования с заявлениями о компенсации обратились более 12,5 тыс. инвалидов и только половина её получила.
К негативным моментам, выявленным в процессе текущего опроса, следует отнести тот факт, что некоторые подразделения ВОИ отметили недостаточную осведомленность инвалидов о праве получения денежной компенсации за самостоятельно приобретенные реабилитационные средства. К примеру, из 185 инвалидов, опрошенных Пермской краевой организацией ВОИ, 20 человек (11%) не знали, что могут получить компенсацию за самостоятельно приобретенные средства реабилитации (в частности, подгузники). На такую же неосведомленность инвалидов указали организации ВОИ Забайкальского края, Воронежской области и некоторых других регионов. В связи с этим можно предположить, что из процесса обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации выпадает его полноценное информационное сопровождение со стороны соответствующих социальных служб.
Что касается возможности проверки инвалидами правильности перечисленной им суммы компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства из пяти обследованных групп, то более 90% из 72 организаций-респондентов высказали мнение, что такая проверка на практике вполне возможна.
16 октября, 2015