Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вместе мы сможем больше

11 марта 2020 года  Председатель ВОИ Михаил Терентьев принял участие во встрече секретаря Генерального совета ВПП «Единая Россия» Андрея Турчака с некоммерческими организациями инвалидов  с участием министра труда и социальной защиты Российской Федерации Антона Котякова и поднял актуальные вопросы жизнедеятельности инвалидов

Уважаемые коллеги!

Позвольте высказать благодарность всем участникам за возможность встретиться для обсуждения некоторых вопросов социальной интеграции инвалидов, которые нас волнуют сегодня, особенно когда  внесена поправка в Конституцию, которая расшифровывает понятие «социальное государство» в части социальной защиты инвалидов.

Наши предложения сформированы на основании различных этапов проводимого проекта «Мониторинг Всероссийского общества инвалидов», в рамках реализации партийного проекта «Единая страна – доступная среда», многочисленных обращений в социальных сетях и личных встреч с гражданами. В преддверии встречи поступило более 500 вопросов.

Надеюсь, некоторые предложения Министерство труда и социальной защиты возьмёт в работу уже сегодня, другие требует детальной выработки правовых механизмов и поиска источников финансирования.

В сфере ответственности Минтруда России можно выделить следующие проблемы, которые наиболее актуальны и требуют плана действий.

Очень важно, что по нашим предложениям началась работа по развитию системы долговременного ухода. Мы знаем, при поддержке партии в федеральном бюджете на 2020 год предусмотрено увеличение финансирования на эти цели в 6 раз по сравнению с 2019 годом. Минтруд России многое сделал в плане нормативного регулирования и отработки в пилотных регионах. При этом в рамках этой работы нужно обратить внимание на уход за гражданами с «тяжёлой» инвалидностью. В национальном проекте говорится о пожилых гражданах и инвалидах. Конечно, нужно не снижать темп и формировать полноценный институт персональных помощников для инвалидов.

При этом хочу обратить внимание  на имеющуюся несправедливость по размеру выплат лицам, осуществляющим уход в отношении инвалидов 1 группы и инвалидов 1 группы с детства, которые получают разные выплаты: одна группа – 1 200 руб., а другая – 10 000 руб. При этом обе эти категории инвалидов имеют одинаковое ограничение жизнедеятельности. Здесь требуется восстановить справедливость.

Следующий вопрос  - это деятельность МСЭ.

Медико-социальная экспертиза - это тот институт, от которого зависит результативность адресного подхода в социальной защите инвалидов.

Здесь несколько вопросов

1. Сейчас признание человека инвалидом происходит в бюро Медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ). При этом у МСЭ нет полномочий вносить изменения в медицинские документы, формируемые в лечебном учреждении. Процедура принятия решения продолжительна, растянута по времени и инстанциям. Выездные комиссии МСЭ не имеют возможности оперативно приезжать по месту жительства гражданина, имеющего множественные ограничения жизнедеятельности.

2. Конечно, необходимо увеличить количество выездных очных освидетельствований не только в случае, если гражданин находится в тяжелом состоянии здоровья, но в случае его проживания на отдалённой территории в связи с географическими особенностями регионов.
Для повышения объективности освидетельствования есть очень интересная идея. При условии развития информационных технологий и качественного заполнения направления на МСЭ в системе здравоохранения, документы направляются в электронном виде в систему МСЭ, при этом решение принимается в бюро не по месту жительства, а в любом бюро, получив «безымянные» документы из системы здравоохранения, не персонифицирующие человека, обратившегося на освидетельствование на МСЭ. Выбор бюро происходит в случайном порядке. И человек приходит в бюро МСЭ по месту жительства только в том случае, если не согласен с решением.

Это позволит при явных признаках стойкого нарушения функций организма не гонять человека по инстанциям, а назначать инвалидность заочно.

3. Совершенствование формирования индивидуальной программы реабилитации и абилитации (далее – ИПРА) на основании заключения лечебного учреждения и профильных реабилитационных центров, в которых человек проходил медицинскую и социальную реабилитацию.

4. В связи с тем, что Рекомендации по комплексной реабилитации могут быть в сфере медицины, образования, профессиональной занятости, спорта и иных сферах, система МСЭ должна подчиняться напрямую Правительству Российской Федерации - не Минтруду России. Таким образом, в будущем может появиться механизм независимого обжалования решений.

При внесении изменений в нормативные документы о критериях определения инвалидности строго придерживаться принципа не исключения оснований, при которых ранее определялась инвалидность. После внесения изменений не должно быть так, что человеку назначают более «лёгкую» группу инвалидности, лишают статуса «инвалид», либо не назначают ТСР, которыми он пользовался до повторного освидетельствования. При этом в состоянии ограничений жизнедеятельности у человека ничего не изменилось.

Обеспечение техническими средствами реабилитации и работа МСЭ тесно взаимосвязаны.

Хочу поблагодарить Минтруд и Правительство, что услышали нас и решили проблему с эксплуатацией электрических колясок, включив в федеральный перечень обеспечение аккумуляторами, в случае истечения срока их эксплуатации, без которого коляска в принципе не может использоваться.

В связи с тем, что цель обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации - социальная интеграция, актуальными являются следующие вопросы.

1. Скорейшая доработка законопроекта об электронном сертификате по обеспечению ТСР в комплексе с формированием электронного каталога ТСР (таким образом инвалид сможет сначала получить средства, а потом уже выкупить, а не купить за свои средства и месяцами (а то и годами) ждать компенсации).

2. Отмена приказа Минтруда о необходимости представлять электрическую коляску и некоторые другие ТСР на медико-техническую экспертизу после истечения срока их использования. Это очень неудобно, в связи с тем, что не пригодная к эксплуатации кресло-коляска весьма габаритна и может весить более 100 кг. Относительно ортезов также нецелесообразно их предоставление на медико-социальную экспертизу в связи с тем, что они носят индивидуальный характер под конкретный тип телосложения ребёнка с инвалидностью.

3. Разработка социальных показаний при обеспечении ТСР с учётом анализа условий жизнедеятельности (бытовых, профессионально-трудовых, творческих и физкультурно-спортивных), а также препятствий, мешающих доступности к образовательным, социокультурным и другим жизненно важным объектам и услугам.

4. Предоставление ТСР по месту жительства или по месту нахождения инвалида. При этом финансирование закрепляется так же, как и сегодня по месту жительства инвалида. Человек должен иметь право получить ТСР там, где он находится, например, на лечении или, проживая по временной регистрации в другом регионе страны.

5. Включение в федеральный перечень ТСР приобретение и установку ручного управления на автотранспортное средство инвалида, также предоставление реабилитационной услуги по обучению инвалида вождению автомобилем.

Среди других актуальных проблем: вопросы в сфере обеспечения санаторно-курортного лечения, формирования минимального прожиточного уровня инвалида, вопросы занятости инвалидов, доступность жилого помещения. Предлагаю продолжить такой формат общения с представителями общественных организации для выработки решений в сфере социальной защиты.

Спасибо за внимание!

19 марта 2020

2007-2020 © Всероссийское общество инвалидов
Все права защищены.