Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вместе мы сможем больше

Выступление на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов 30 сентября 2014 года по теме «О совершенствовании механизмов обеспечения жилыми помещениями граждан с ограниченными физическими возможностями здоровья»

Судя по количеству писем от инвалидов и родителей детей-инвалидов, поступающих в Государственную Думу и Всероссийское общество инвалидов, жилищная проблема является главной (конечно, надо отметить, что и для большинства россиян вопрос очень актуальный).

И среди этих писем наибольшее количество писем приходит от инвалидов, имеющих проблемы с мобильностью, в первую очередь от инвалидов-колясочников. Для них проживание в неприспособленных для их нужд квартирах и, особенно, в домах без лифта лишает их возможности для нормальной жизнедеятельности (они не могут свободно передвигаться по квартире, без проблем пользоваться ванной и туалетом, самостоятельно выезжать на улицу). В этой ситуации усилия, которые предпринимаются в рамках Государственной программы «Доступная среда», в значительной степени не достигают желаемого успеха, так как многие инвалиды (и родители с детьми) не могут свободно выходить на улицу и пользоваться создаваемой «безбарьерной» средой. 

Острота жилищной проблемы инвалидов-колясочников, подтверждена информацией из Свердловской области - результаты изучения условий проживания инвалидов-колясочников в этой области показали, что у 63,8% инвалидов отсутствуют условия доступной среды в жилье, а у остальных имеется лишь условная, либо частичная доступность. К сожалению, такая же ситуация практически во всех регионах. Даже, если в регионе активно ведется жилищное строительство, инвалиды (в том числе и колясочники) в значительной степени лишены возможности улучшить свои жилищные условия.  

Остановлюсь на пяти проблемах (не затрагивая вопрос нового жилья, которое должно строится с учетом требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

1.ПЕРЕЧНИ, дающие право на дополнительную площадь

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам, в том числе и инвалидам, передвигающимся на коляске, может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым Минздравом России. Однако в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации, эти инвалиды не имеют дополнительных оснований для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и они могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся только исходя из установленной учетной нормы.

Поэтому значительная часть инвалидов-колясочников, имея жилую площадь зачастую выше этой нормы (иногда на 1-2 кв. метра) лишены даже перспективы получить новое жилье.

В то же время в соответствии со статьей 58 Жилищного кодекса жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека инвалидам, имеющим заболевания, включенные в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

При этом наличие общей площади жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы не имеет определяющего значения для постановки их на учет. Таким образом, для инвалидов, входящих в данный Перечень, при постановке на учет на улучшение жилищных условий механизм реализации права на дополнительную площадь определен. Однако в этот Перечень не внесены инвалиды-колясочники и другие инвалиды с ограниченной мобильностью.  

Необходимо объединить оба перечня, сделать единый перечень граждан, имеющих право на  дополнительную площадь, которое должно учитываться при постановке в очередь.

И, безусловно, при выделении субсидий на приобретения жилья, необходимо учитывать право инвалида на дополнительную площадь, для чего внести соответствующие изменения в статью 28.2  Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» и Постановление Правительства по этому вопросу.

2.    НЕПРИГОДНОСТЬ ЖИЛЬЯ

В «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, в пункте 54 указывается, что «для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей». Как правило, такое обследование просто не проводится (например, письмо инвалида-паралимпийца из Челябинска) или, если по заявлению инвалида обследование и проводится, оно в большинстве случаев заканчивается отрицательным для инвалида заключением.

На наш взгляд, это связано с тем, что в указанной формулировке отсутствуют четкие основания, по которым жилье инвалида может признаваться непригодными для его проживания. К сожалению, в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» совершенно отсутствуют какие-либо требования к жилым зданиям и помещениям, связанных со специфическими потребностями инвалидов, в том числе и инвалидов-колясочников. Поддерживая предложение Минстроя о внесении дополнений в ЖК, считаю, что необходимо внести и соответствующие дополнения и в СанПиН. Желательно, чтобы эта работа не затягивалась и прошу внести соответствующую рекомендацию в решение Комиссии.

3. ДОСТУПНОСТЬ ИМЕЮЩЕГОСЯ ЖИЛЬЯ

Не секрет, что подавляющее большинство существующих домов недоступно для определенных категорий инвалидов. Приведу два возможных направления работы:

- Очень хорошо, что Минстрой начал работу по поиску решений по переселению инвалидов, которое могло бы обеспечить большую доступность жизни. Например, необходимо разработать механизм (применительно в муниципальному жилищному фонду в первую очередь) переселения при желании человека на первый этаж, если в доме отсутствует лифт, чтобы можно было потом решить проблему выхода человека из дома.

- На наш взгляд, необходимо больше внимания уделять разработке типовых решений по обеспечению доступности жилья. У нас большинство домов построено по типовым проектам -  необходимо разработать четкие рекомендации, как можно максимально улучшить условия проживания инвалида, сделать типовые архитектурно-строительные решения по адаптации квартир.

4.   ПОЛУЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Учитывая значимость проблемы, также необходимо, чтобы данные вопросы учитывались в государственных программах по обеспечению жилья российских граждан, но не только по обеспечению доступности жилья для инвалидов, а по обеспечению дополнительных преференций инвалидам для получения жилья, в том числе и для его постройки.

Например,  инвалиды жалуются, что несмотря на то, что в статье 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» записано, что «инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства», им при обращении по этому вопросу предлагали участвовать в аукционах. Необходимы изменения в Земельный Кодекс.

5. и последнее - ТЕРМИНОЛОГИЯ

В настоящее время началась работа (и я надеюсь, что она достаточно оперативно будет завершена) по актуализации свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Также в ходе этой работы должны быть внесены соответствующие изменения и в другие стандарты и СП, в первую очередь, указанные в Перечне национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Однако, в упомянутом СП говорится о доступности зданий для маломобильных групп населения, а в статье 12 данного ФЗ - «о доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения». Необходимо в данном случае – как и во всем другом законодательстве – выработать и в дальнейшем использовать единую терминологию в аналогичных ситуациях.

На мой взгляд, было бы правильно включить в решение Комиссии поручение Минтруду и Минстрою подготовить необходимые изменения законодательства.

 

Надеюсь, что принятые сегодня решения и последующее изменение законодательства РФ позволят существенно улучшить ситуацию с доступностью жилья для инвалидов.

 

А.В. Ломакин-Румянцев, депутат ГД СФ РФ,

Председатель всероссийского общества инвалидов

01 октября 2014

2007-2019 © Всероссийское общество инвалидов
Все права защищены.