Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия

Частичный доступ

Не везде работа по созданию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп граждан ведется не формально.

Официально в России инвалидами признано почти 10% населения. Кроме них, в категорию маломобильных могут попасть и другие люди: беременные женщины, временно нетрудоспособные, пожилые. А потому создание городской среды, приспособленной под их нужды, — задача весьма актуальная.

В 2008 году Российская Федерация подписала, а в 2012 году ратифицировала международную Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генассамблеей ООН в 2006 году. И сегодня создание доступной среды для маломобильных групп населения должно стать одним из приоритетов. Понятие доступной среды включает в себя обязательное наличие пандусов, подъемников, специально оборудованных лестниц и поручней, лифтов и дверей с широкими проемами, эскалаторов и траволаторов — то есть, всего того, что дает инвалидам и маломобильным группам населения возможность беспрепятственно передвигаться по городу и пользоваться всеми благами цивилизации. Работа по созданию доступной среды в России началась, но не везде она ведется достаточно энергично. Даже в столице России, Москве, ситуация с безбарьерной средой для инвалидов очень различается по районам. В этом убедился корреспондент «СГ».

Новая жизнь в Новокосине

Ирина — молодая красивая женщина — оказалась прикованной к инвалидной коляске несколько лет назад, когда ее с малышом в коляске сбила на пешеходном переходе машина. Несчастье стало точкой отсчета другой жизни. От работы учителя начальных классов пришлось отказаться, как и от многого другого. Но рядом, к счастью, была любящая семья, дети, особенно младший сын, тоже пострадавший в той аварии, но сумевший полностью выздороветь. 

А еще Ирине повезло жить в районе, где властями созданы хорошие условия для инвалидов и маломобильных групп населения. Несколько домов у пересечения улиц Николая Старостина и Салтыковской в районе Новокосино «рассчитаны» на то, чтобы в них можно было приспосабливать квартиры и внутридомовое пространство для инвалидов.

…Ирина лихо выкатывается на электрическом кресле из дверей квартиры, без проблем вызывает лифт и оказывается на первом этаже быстрее нас с фотографом. На первом этаже спуск от лестничной клетки к подъездной двери оснащен специальным пандусом, который нажатием кнопки «отклеивается» от стены и ложится поверх ступенек, образуя достаточно удобную пологую аппарель, по которой Ирина спокойно спускается вниз и открывает наружную дверь. 

А уже снаружи по стационарному пандусу женщина съезжает на околодомовую дорожку. По ней мы и отправились к первому пункту нашего маршрута — поликлинике. 

Забегая вперед, отмечу, что забота об инвалидах в Новокосине не ограничивается пределами дома: все дорожки, бордюры, переходы через внутриквартальные дороги здесь приспособлены для того, чтобы и инвалид-колясочник, и мамы с детскими колясками, и просто пожилые люди не испытывали дискомфорта при передвижении по району. 

В поликлинику Ирина въехала по удобному пандусу. Женщина-охранник помогла ей открыть дверь и добраться до стойки регистратуры, где пристроена низкая панель, через которую посетитель на коляске без проблем может общаться с сотрудниками. Если Ирине надо попасть на другие этажи, охрана включит отдельный грузо-пассажирский лифт с широким проемом. 

Не разочаровал нас и следующий пункт нашего путешествия — небольшой супермаркет. Такой же удобный и эстетичный пандус, «удобные» полы с минимальным перепадом высот. Конечно, по признанию Ирины, не все магазины, парикмахерские или иные объекты так хорошо оборудованы. Но ее радует, что в районе оперативно реагируют на замечания и пожелания инвалидов и стараются сделать их жизнь комфортней и безопасней. Кстати, электрический раскладной пандус в подъезде был установлен по первому заявлению Ирины совершенно бесплатно. Притом, что в многоквартирном подъезде других инвалидов нет. 

Мы поинтересовались у Ирины, как обстоят дела в районе с общественным транспортом. По ее словам, она пользуется, в основном, автобусом. На каждом маршруте есть специальные машины, отмеченные знаком «Для инвалидов», в которые без проблем можно въехать на инвалидной коляске. Ближайшая к дому Ирины станция метро — «Новокосино» — тоже оснащена пандусами и лифтами для маломобильных групп граждан.

Суровые будни Волгоградки

Совсем другую картину мы увидели на Волгоградском проспекте, в районе, расположенном не так уж далеко от Новокосина. Здесь, недалеко от метро «Пролетарская», проживает Татьяна с дочерью Натальей, с рождения страдающей детским церебральным параличом (ДЦП). Татьяна — пенсионер, живут с больной дочерью вдвоем. Обе получают пенсии, в сумме обеспечивающие минимум жизненных потребностей. Плюс некоторые льготы, в частности, коммунальные платежи для Татьяны в два раза ниже, чем в среднем по району. 

И с безбарьерной средой здесь проблемы. Начать с пандуса на улице возле дома, где живут Татьяна с Натальей. Формально он есть, но пользоваться им крайне неудобно и даже опасно для инвалида — пандус слишком крутой. «Я не могу взгромоздить Наташу на этот трамплин, — жалуется Татьяна. — А если она рискнет съехать по нему, то костей же не соберет!» 

Приходится обходиться без горе-пандуса. Наташа встает с кресла и самостоятельно, цепляясь за перила, спускается по ступенькам. Смотреть на это, поверьте, тяжело. Дальше надо спустить вниз коляску, но даже пустую коляску Татьяна не рискует спускать по пандусу, а просто берет ее в охапку и идет вниз по ступеням. Прогулка по окрестностям не добавила оптимизма: переходы, не рассчитанные на людей с ограниченными возможностями, слишком высокие бордюры. Кое-где бордюры формально ниже, но все равно остается пятьсемь сантиметров, что представляет для инвалида-колясочника проблему. Подходим к ближайшей аптеке, опять та же проблема: пандус есть, но очень неудобный. 

Отдельно надо сказать о взаимоотношениях наших героинь с общественным транспортом. По единственному троллейбусному маршруту, проходящему по этому участку Волгоградского проспекта, и по всем трамвайным, ходят вагоны старых моделей. Нет ни одного низкопольного, с широким проходом. Станция метро «Пролетарская», по словам Татьяны, тоже оснащена пандусами настолько неудобными, что мать и дочь вынуждены исключить метро из своих маршрутов. Остается один выход — социальное такси, но на маленькие пенсии не очень-то наездишься. Вот и превращаются визиты в отделение ПФР, поликлинику, районный отдел соцзащиты в настоящее приключение. А на все просьбы и жалобы Татьяна получает отписки. Наташа, несмотря на болезнь, очень позитивный и самостоятельный в меру своих возможностей человек, но ей, конечно, хотелось бы больше возможностей для перемещения по городу. 

Конечно, нам могут возразить, что Новокосино — относительно новый район, и многие здания здесь уже строились с учетом потребностей инвалидов и представителей маломобильных групп населения. А район метро «Пролетарская» старой застройки, где к нуждам инвалидов приходится приспосабливать уже существующие жилые дома и социальные объекты. Но все равно — разница слишком разительная! Конечно, создание доступной среды — дело хлопотное и затратное, но сворачиваться с этого пути нельзя. Спросите у инвалидов.

Постскриптум

Корреспондент «СГ» позвонил на «горячую линию» управы Таганского района и рассказал о проблемах, с которыми сталкивается Татьяна и ее дочь. В управе к сообщению нашего журналиста отнеслись сочувственно, пообещали взять все замечания «на карандаш» и в течение примерно недели недостатки исправить. К слову, Татьяна обращалась с жалобой еще при прежнем главе управы, но тогда никаких мер принято не было. Будем надеяться, что теперь недочеты исправят.

Цитата в тему

Надежда Лобанова , председатель Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов : «Если говорить об инвалидах Москвы, то они не обделены вниманием властей: им предоставляются специализированные квартиры в социальный наем; выдаются технические средства реабилитации по индивидуальной программе; власти проводят встречи с инвалидами по округам и районам, где рассматриваются и учитываются их пожелания. По социально значимым объектам, коммерческим структурам инспекторами-инвалидами совместно с Общественной инспекцией ведется проверка на доступность, по результатам которой осуществляется паспортизация объектов. За последние 10 лет доступность городской среды для маломобильных групп граждан в Москве изменилась в лучшую сторону. Однако хотелось бы, чтобы некоторые объекты благоустраивались качественнее, например, работа по повышению доступности метрополитена. Мы надеемся, что этим самым популярным видом транспорта смогут пользоваться не только инвалиды-опорники, но и инвалиды на колясках»

http://www.stroygaz.ru/publication/item/chastichnyy-dostup/

22 ноября, 2016