В начале разрешите Вас поблагодарить за продолжение системного подхода в реализации идей государственной программы «Доступная среда». Мы это видим в Вашем отношении к разработке национальных проектов, которые утверждены Правительством Российской Федерации в целях реализации положений Указа Президента о стратегических задачах до 2024 года. И на ближайшем Госсовете будет уже обсуждение 12 национальных проектов.
Напомню всем присутствующим, что разработанные федеральные проекты должны учитывать потребности инвалидов и социально незащищённых групп населения.
Я знаю, какая не простая была дискуссия по этому требованию.
Предлагаю в конце следующего года вернуться к этой теме и заслушать доклады руководителей национальных проектов о том, какие мероприятия направлены на решение вопросов доступной среды для маломобильных групп населения и других потребностей инвалидов.
Об этом необходимо сказать сегодня, потому что с 2019 года не предусматривается выделение федеральных субсидий в рамках Государственной программы «Доступная среда» на создание доступности приоритетных объектов и услуг в сфере полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Благодаря программе на первоначальном этапе были определены механизмы комплексного подхода по вопросам создания безбарьерной среды и выработаны нормативные акты распределённого контроля различными надзорными органами.
Регионами были утверждены «дорожные карты» до 2030 года, но сейчас поступает информация, что в проектах многих региональных бюджетов на 2019 г. идёт сокращение финансирования региональных мероприятий. Я считаю, что это необоснованные решения, так как с самого начала при формировании «дорожных карт» были договорённости, что непредоставление федерального финансирования не является причиной свёртывания этой важной работы.
Необходимо дать им такие рекомендации в виде поручения Правительства, от которых им было бы тяжело отказаться.
На сегодня принято правильное решение о продолжении программы «Доступная среда» до 2025 года. И Минтруд уделяет значительное внимание по завершению начатых работ по формированию системы ранней помощи, социального сопровождения инвалидов, сопровождаемого проживания, формирования правовых основ современной реабилитации и абилитации инвалидов. Эту работу, конечно, нужно в плановом режиме продолжать и не терять темпы.
Однако одна сфера жизнедеятельности инвалидов остаётся в «тени», но она очень важна для людей, которым не просто тяжело, а невозможно выйти из своего жилого помещения. На первый взгляд, это неразрешимый объем задач на федеральном уровне, зная какая существует очерёдность нуждающихся инвалидов и их семей, вставших на учёт до 2005 г.
Но давайте разберёмся, здесь есть проблема не только финансовая, но и организационная, и правовая.
Постановление Правительства РФ № 649 от 9 июня 2016 года утвердило Правила обеспечения доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с этим Постановлением в регионах и муниципальных образованиях с 2017 года начата работа по обследованию жилых помещений инвалидов.
Вырабатываются решения необходимых мероприятий по приспособлению жилья или признается жилье непригодным для проживания (на сегодня, по данным Минстроя, таких 12 тысяч жилых помещений).
Но дальше есть правовая неопределённость специальных норм Жилищного кодекса, определяющих механизм предоставления инвалиду приспособленного жилого помещения:
- независимо от площади занимаемого им и не подлежащего приспособлению жилого помещения;
- независимо от отсутствия у него статуса малоимущего или срока постановки семьи инвалида на учёт для улучшения жилищных условий.
Кроме того, отсутствует механизм передачи инвалидом в соответствующий жилищный фонд принадлежащего ему неприспособленного жилого помещения, признанного экономически нецелесообразным для приспособления.
И, конечно, в последующем необходимо определение источника финансирования и, возможно, появление подпрограммы или в госпрограмме «Доступная среда», или в национальном проекте «Жилье» решения этой жизненной проблемы на пути социальной интеграции человека с инвалидностью.
При этом здесь можно было бы обратить внимание на те изменения, которые вносятся в закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», где одной из целей деятельности Фонда будет обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Почему это не может быть источником и механизмом решения жилищной проблемы инвалидов?!
Давайте также посмотрим использование взносов на капитальный ремонт, как на один из способов финансирования приспособления общего имущества для создания доступности. В прошлом году мы этот механизм пытались продумать в Правительстве, но не смогли найти правовое решение. Но для меня это до сих пор кажется удивительным.
В связи с этим прошу Вас предусмотреть в протоколе совещания поручение Министерству строительства и ЖКХ проанализировать выполнение положений законодательства и нормативных правовых актов о предоставлении инвалидам приспособленного помещения в особых случаях, когда занимаемое ими помещение признается в установленном порядке непригодным для приспособления и проживания.
Сегодня открывается IV Национальный Чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов «Абилимпикс». У меня есть самая простая просьба к Правительству. При рассмотрении законопроекта «О публичной нефинансовой отчётности», подготовленного Министерством экономического развития, включить одним из критериев социальной ответственности компаний решение вопросов трудоустройства инвалидов публичными компаниями и государственными корпорациями в их структурах или в других организациях, как это предлагается относительно людей предпенсионного возраста.
Моё выступление построено на позиции Всероссийского общества инвалидов и, надеюсь, найдет отражение в протоколе нашей встречи.
Спасибо за внимание!
22 ноября, 2018