Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия
На предыдущую страницу

Отзыв на проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) ознакомилось с проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее – законопроект) и считает необходимым отметить, что большая часть изменений в законодательные акты носит технический характер, которые заключаются в фиксации отдельных норм Конвенции в соответствующих законодательных актах. По большинству подобных поправок ВОИ не имеет принципиальных замечаний.

Нижеприведенные замечания и предложения ВОИ в основном касаются изменений в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон), регулирующий важнейшие сферы жизнедеятельности инвалидов.

Статья 1

Понятие «ограничение жизнедеятельности» изложить в следующей редакции – «Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и контролировать свое поведение.»

По нашему мнению, способность обучаться и заниматься трудовой деятельностью в значительной степени определяется не имеющимися у лица ограничениями жизнедеятельности, а зависит от специально созданных для получения образования и трудовой деятельности условий, то есть это не столько «способность», а «возможность», которая создается с помощью реабилитационных мер, включая обеспечение доступности (к информации, объектам социальной инфраструктуры и услугам) и создание специальных рабочих мест.

Статья 4

Пункт 11 статьи 4 Закона изложить в следующей редакции:

«11) организация системы медико-социальной экспертизы, осуществление контроля за ее деятельностью;»

Статья 7

Статью 7 Закона изложить в следующей редакции:

Медико-социальная экспертиза - установление инвалидности, ее причин, сроков на основе оценки нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности, а также определение в установленном порядке потребностей лица, признанного инвалидом, в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных инвалида.

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.».

Такой подход позволит четко определить назначение медико-социальной экспертизы как установление инвалидности и лишь затем, в случае признания лица инвалидом, определяется его потребность (при участии реабилитационных учреждений) в тех или иных мерах социальной защиты и реабилитационных мероприятиях. В связи с таким разделением становится четко понятно каким инструментарием следует пользоваться для решения этих совершенно разных задач.

Статья 8

Пункт 2 изложить в следующей редакции:

2) оформление индивидуальных программ реабилитации и их утверждение;

Статья 9

Первый абзац статьи 9 Закона необходимо изложить в следующей редакции:

«Реабилитация инвалидов - комплекс мероприятий, направленный на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма для полного или частичного восстановления способностей и навыков инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - комплекс мероприятий направленный на формирование, компенсацию нарушенных функций организма для полного или частичного приобретения способностей и навыков инвалидов к образовательной, досугово-игровой, бытовой, профессиональной и иной деятельности. Целями реабилитации и абилитации являются достижение инвалидами максимально возможной самостоятельности, а также обеспечение их равноправного участия в жизни общества.»

Абзац третий части 2 статьи 9 изложить в следующей редакции:

«воспитание и образование детей-инвалидов, профессиональную ориентацию, обучение, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;»

Воспитание детей-инвалидов - целый комплекс реабилитационных мероприятий, включающий в себя общение, игры. Данные мероприятия имеют большое значение в развитии ребенка самых младших возрастов, когда об образовании как таковом говорить еще рано.

Предлагаемый законопроектом абзац пятый статьи 9 необходимо дополнить следующим предложением:

«Осуществление реабилитации возможно только в случае прохождения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями аккредитации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.».

В противном случае «предоставлять» реабилитационные услуги смогут любые организации и индивидуальные предприниматели без какого-либо контроля со стороны государства. Считаем это недопустимым, так как некачественное предоставление реабилитационных услуг может не просто не принести ожидаемых реабилитационных результатов, он и навредить здоровью. Причем такой вред может быть причинен не прямыми действиями при предоставлении той или иной услуги или использовании того или иного технического средства реабилитации, но и тем, что пока гражданин получает бесполезные услуги, теряется драгоценное время, которое чрезвычайно важно непосредственно после травмы (заболевания).

Статья 11

а) Первый абзац статьи 11 изложить в следующей редакции: «Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный реабилитационными и иными организациями на основе решения медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.»

Данное изменение позволит реабилитационным учреждениями, в которых присутствует все необходимые специалисты-реабилитологи, профессионально разрабатывать индивидуальные программы реабилитации инвалидов с учетом самых современных методик реабилитации. К сожалению, учреждения медико-социальной экспертизы не могут иметь возможности привлечь к разработке ИПР специалистов в всем видам инвалидности и направлениям реабилитации. Предлагаемые изменения в процесс разработки ИПР направлены на исключение формального подхода в заполнении ИПР.

В предлагаемую законопроектом редакцию части восьмой статьи 11 Закона слова «Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы» дополнить словами «с письменного согласия инвалида».

Это позволит соблюсти закрепленный в данной статье принцип рекомендательного характера индивидуальной программы реабилитации для инвалида, когда он сам решает какие именно рекомендациями стоит реализовать.

Статья 14

Статью 14 изложить в следующей редакции:

«Статья 14. Доступная среда

Доступная среда - обеспечение инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и различным услугам, предоставляемым населению с целью создания для инвалидов равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Обеспечение доступности осуществляется с использованием принципов «универсального дизайна (проектирования)» и «разумного приспособления» и распространяется на:

информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона;

здания, дороги, транспорт и другие объекты социальной инфраструктуры в соответствии со статьей 15 данного Федерального закона.

предоставляемые производителями (поставщиками) услуги (товары)

Статья 14.1

Статью 14 Закона считать статьей 14.1 и изложить в следующей редакции:

Статья 14.1 Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных учреждений и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек - расходным обязательством органа местного самоуправления. Приобретение указанной в настоящей части литературы для федеральных образовательных учреждений и библиотек является расходным обязательством Российской Федерации.

(часть первая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Язык жестов признается как средство межличностного общения. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов.

Федеральные органы исполнительной власти (в сфере установленных полномочий), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в сфере установленных полномочий), органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых формобеспечивают следующие основные условия доступности для инвалидов к информации:

-оказание инвалидам помощи в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами;

- дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение объекта знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля в соответствии с действующими стандартами выполнения и размещения таких знаков;

- дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и/или световыми сигналами, допуск сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика);

- оснащение объекта надписями и иной текстовой и графической информацией в легкочитаемой и понятной форме, размещенных с учетом их доступности для инвалидов, помощь персонала в передвижении по территории объекта социальной инфраструктуры.

Операторы связи обеспечивают инвалидам следующие основные условия для беспрепятственного доступа к объектам связи, предназначенным для работы с пользователями услугами связи, в том числе к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи, беспрепятственного пользования услугами связи и информацией об услугах связи:

- оснащение объектов связи, предназначенных для работы с пользователями связи, надписями и иной текстовой и графической информацией в легкочитаемой и понятной форме, размещаемыми с учетом их доступности для инвалидов;

- размещение информации об услугах связи с учетом ее доступности для инвалидов;

- помощь персонала оператора связи при пользовании пользовательским оборудованием (оконечным оборудованием);

- доведение информации об услугах связи до инвалидов иными доступными им способами персоналом оператора связи.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определяется Правительством Российской Федерации.»

Статья 15

Статью 15 изложить в следующей редакции:

«Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктуры

Федеральные органы исполнительной власти (в сфере установленных полномочий), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в сфере установленных полномочий), органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другимучреждениям, аэропортам, железнодорожным вокзалам, морским (речным) портам, автовокзалам, иным зданиям, строениям, сооружениям и территориям, предназначенным для посещения или иного использования неопределенным кругом лиц), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта (во внутреннем и в международном сообщении), средствами связи, а также средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Федеральные органы исполнительной власти (в сфере установленных полномочий), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в сфере установленных полномочий), органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают следующие основные условия доступности для инвалидов объектов социальной и транспортной инфраструктуры, а также транспортных средств, с учетом основных видов нарушений функций опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения:

- обеспечение самостоятельного передвижения по территории объекта социальной и транспортной инфраструктуры, а также входа на объект и выхода с объекта социальной и транспортной инфраструктуры (в том числе передвигающихся на креслах - колясках),

- сопровождение инвалида персоналом, работающим на объекте социальнойи транспортной инфраструктуры, ознакомление с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией с помощью персонала, работающего на объекте,

- возможности посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств, возможности кратковременного отдыха в сидячем положении при нахождении на объекте социальнойи транспортной инфраструктуры,

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, используемых на объектах социальной и транспортной инфраструктуры для обеспечения их доступности инвалидам, в том числе дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и/или световыми сигналами;

- допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, выдаваемого в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов иные меры, обеспечивающие удовлетворение потребностей инвалидов.

Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также перевозчики, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных, административных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места, а в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург не менее трех мест) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно. Стоянки (остановки) автотранспортных средств должны быть доступны для инвалидов и оборудованы указателями их местонахождения.

Соответствие объектов социальной и транспортной инфраструктуры требованиям доступности и пригодности для использования инвалидами обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Статья 17.

Абзац 6 статьи 17 изложить в следующей редакции:

«Инвалидам предоставляется жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Право инвалида на дополнительную площадь учитывается при постановке на учет.»

Абзац 13 статьи 17 изложить в следующей редакции:

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения  и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению и оплаты его доставки.»

Статья 18

В данной статье необходимо восстановить все исключаемые законопроектом нормы, касающиеся воспитания детей-инвалидов. По нашему мнению, воспитание детей-инвалидов является важнейшим реабилитационным мероприятием, которое включает в себя такие составляющие, которые никак нельзя отнести в обучению (общение, игры).

Статья 19

Статью 18 предложенного законопроекта именовать статьей 19.

Статья 21

Первую часть статьи 21 изложить в следующей редакции:

«Организациям, включая органы государственного и муниципального управления, численность работников которых составляет более 30 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).».

Данное изменение позволит участвовать в системе квотирования основному слою работодателей, предприятиям среднего бизнеса. В систему квотирования будут включены также органы государственного и муниципального управления.

В отношении некоторых других законодательных актов, в которые данным законопроектом внесены изменения, просим обратить внимание на следующее.

Федеральный закон «О защите прав потребителей»

Данный Федеральный закон необходимо дополнить нормой, закрепляющей обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) обеспечивать доступность предоставляемых им работ, услуг для инвалидов и иных маломобильных групп населения, так как отсутствие такой нормы ставит инвалидов в неравное с остальными категориями граждан положение, когда они вынуждены выбирать те или иные услуги исходя из их доступности, а не качественных, стоимостных и других показателей.

Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

В законопроекте отсутствует такой важный аспект реабилитации инвалидов как социокультурная реабилитация, которая включает в себя комплекс мероприятий, направленных на восстановление культурного статуса инвалида как личности, позволяет инвалиду стать частью культурного сообщества. Считаем необходимым дополнить полномочия федеральных и региональных органов государственной власти полномочиями в области осуществления социокультурной реабилитации инвалидов.

Федеральный закон «О библиотечном деле»

Считаем необходимым отметить, что предлагаемая законопроектом редакция пункта 2 статьи 8, которым регулируется обеспечение доступности библиотек и библиотечного обслуживания для инвалидов, изложен сумбурно. По нашему мнению, необходимо разделить физическую и информационную доступность библиотек, а также доступность библиотечных услуг. Это внесет ясность в понимание того, какие меры необходимо предпринять для обеспечения доступности здания библиотеки и ее помещений, а отдельно оказываемых библиотекой информационных услуг. Кроме того, необходимо распространить меры по обеспечению доступности библиотек и на другие категории маломобильных групп населения.

Считаем, что аналогичные по смыслу изменения необходимо внести в Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», когда мероприятия по обеспечению физической доступности должны быть отделены от мероприятий по обеспечению информационной доступности.

Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации»

Часть вторую статьи 6 необходимо дополнить абзацем следующего содержания:

«просвещение общества о проблемах инвалидов и инвалидности;».

Данная новелла будет способствовать формированию положительного образа инвалида в обществе, пониманию инвалидности.

По нашему мнению, необходимо аналогичную норму внести также в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

В части второй статьи 88 после слов «без внимания платы инвалиды» дополнить словами «и иные маломобильные лица».

Это позволит учесть права иных маломобильных лиц, например, пожилых людей, а также граждан, которые временно вынуждены пользоваться такими техническими средствами реабилитации как костыли, трость в силу травмы или заболевания, но формально не являющихся инвалидами.

Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

В часть вторую статьи 3 после слов «из числа инвалидов» дополнить словами «и иных маломобильных групп населения».

В часть 6 статьи 19 после слов «для инвалидов» дополнить словами «и иных маломобильных групп населения».

Четвертый абзац пункта 1 статьи 22 после слов «без взимания платы инвалиды» дополнить словами «и иные маломобильные лица».

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Абзац второй пункта два статьи 9 после слов «из числа инвалидов» дополнить словами «и иных маломобильных групп населения».

 

 

19 июля, 2012