Сайт работает в тестовом режиме
Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия

Доступность воздушного транспорта

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения перевозчика и пассажира с инвалидностью.

  • Приказ от 15 февраля 2016 г. N 24 Минтранса России «Об утверждении Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах.
  • Воздушный кодекс Российской Федерации ст. 106. 1 «Особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности» (введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 124-ФЗ)

Основные положения этих нормативно-правовых актов.

1. При заключении договора воздушной перевозки пассажир с инвалидностью или лицо с ограничениями жизнедеятельности обязаны сообщить перевозчику или агенту перевозчика, осуществляющему бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, об имеющихся у такого пассажира ограничениях жизнедеятельности в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки.

2. При чартерных воздушных перевозках, осуществляемых на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), пассажир (с инвалидностью или с ограничениями жизнедеятельности) при заключении договора о реализации туристского продукта обязан сообщить туроператору или турагенту об имеющихся у такого пассажира ограничениях жизнедеятельности в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки.

3. Туроператор или турагент и перевозчик либо агент перевозчика, осуществляющим бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, не могут требовать у инвалида или лица с ограничениями жизнедеятельности (например, временные ограничения в передвижении) документы, подтверждающие состояние здоровья таких пассажиров в связи с их инвалидностью или ограничениями жизнедеятельности.

4. Оператор аэропорта, имеющий сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, и перевозчик должны предоставить пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по его запросу услуги, предусмотренные настоящей статьей.

5. Не допускается отказ в воздушной перевозке пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по причине отсутствия технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 Воздушного Кодекса РФ (перевозчик не может отказать в перевозке, если воздушное судно не оборудовано).

6. Воздушная перевозка пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на носилках осуществляется с предварительного уведомления перевозчика или агента перевозчика, осуществляющего бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, либо туроператора или турагента о потребности в перевозке на носилках в сроки, установленные перевозчиком.

7. В аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:

  • сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта (в том числе в местах посадки в транспортное средство и высадки из него), регистрации на рейс и оформлении багажа для воздушной перевозки, прохождении предполетного и послеполетного досмотров, пограничного и таможенного контроля в аэропорту, посадке на воздушное судно и высадке из него, получении багажа по прибытии воздушного судна;
  • предоставление специальных средств для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющих осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта;
  • дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности звуковой и зрительной информации;
  • обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
  • предоставление во временное пользование кресла-коляски не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в случае задержки доставки в аэропорт назначения или аэропорт промежуточной посадки специального средства для передвижения, принадлежащего пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, либо утраты или повреждения (порчи) этого средства при воздушной перевозке;
  • иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами.

8. На борту воздушного судна пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности перевозчиком предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:

  • ознакомление с правилами поведения на борту воздушного судна и иной актуальной информацией в доступной для пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности форме;
  • предоставление во временное пользование кресла-коляски для передвижения на борту воздушного судна не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
  • иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами.

9. Автоматизированная информационная система оформления воздушных перевозок должна функционировать таким образом, чтобы информация об ограничениях жизнедеятельности и о потребности в помощи пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности была в ней зарегистрирована, указана в билете и передана перевозчику.

10. Правила указания в билете информации об ограничениях жизнедеятельности пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

11. Воздушная перевозка пассажира из числа инвалидов по слуху и зрению одновременно, ребенка-инвалида в возрасте до двенадцати лет осуществляется в сопровождении пассажира, оказывающего им помощь в полете.

12. Минимальное количество перевозимых на воздушном судне собак-проводников устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

13. Порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, при участии общественных объединений инвалидов.

Оказание услуг маломобильным пассажирам в аэропортах Москвы

Если Вы путешествуете через аэропорты Московского авиационного узла, рекомендуем вам заблаговременно связаться со службами, оказывающими услуги маломобильным пассажирам на территории аэропортов. ПО ссылкам ниже вы перейдете на страницы соответствующих служб аэропортов Московского авиационного узла.

- Внуково http://www.vnukovo.ru/at-the-airport/passengers-with-disabilities/

- Шереметьево https://www.svo.aero/ru/services/in-airport/help-for-people-with-special-needs

- Домодедово https://www.dme.ru/airportguide/special/prm/

Оказание услуг на борту воздушного судна

Оказание услуг инвалидам и лицам с ограничениями жизнедеятельности на борту воздушного судна осуществляется согласно Воздушному кодексу Российской Федерации ст. 106. 1 «Особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности» (введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 124-ФЗ) и Приказу Минтранса России от 15.02.2016 N 24 "Об утверждении Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах".

На борту воздушного судна пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности перевозчиком предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:

1) ознакомление с правилами поведения на борту воздушного судна и с иной актуальной информацией в доступной для пассажиров форме;

2) предоставление во временное пользование бортового кресла-коляски для передвижения на борту воздушного судна не способным передвигаться самостоятельно пассажирам по запросу о потребности в услугах, представленному в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка; (7. Услуги в аэропортах и на борту воздушных судов оказываются пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по запросу о потребности в услугах).

3) оказание помощи в размещении ручной клади, находящейся при пассажире, на борту воздушного судна;

4) помощь в передвижении до туалета и обратно, в том числе с использованием бортового кресла-коляски, пассажирам, не способным передвигаться самостоятельно.

Досмотр пассажиров с инвалидностью и багажа

Регулируется Приказом Минтранса России от 15.02.2016 №24 "Об утверждении Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах» и правилами Федеральной системы обеспечения авиационной безопасности (Национальная программа авиационной безопасности).

Досмотр пассажиров из числа инвалидов и их багажа, а также досмотр сопровождающих их лиц, включая сотрудников специализированного подразделения обслуживающей организации, осуществляемый на входах в аэропорт, производится вне очереди.

Пассажиры-инвалиды (на костылях, в инвалидных креслах, на носилках и т.д.) подлежат досмотру вручную, а сопровождающие их лица проходят досмотр на общих основаниях.

Пассажиры с кардиостимуляторами проходят предполетный досмотр без применения технических средств досмотра. Их багаж и ручная кладь досматриваются на общих основаниях.

Предполетный досмотр пассажиров-инвалидов (на костылях, с протезами ног, рук, в инвалидных колясках) осуществляется таким образом, чтобы исключить пронос в костылях, протезах и инвалидных колясках веществ, материалов и изделий, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства. Сопровождающие их лица проходят контроль в целях безопасности на общих основаниях.

Кроме того, диспетчер линии регистрации осуществляет регистрацию пассажиров из числа инвалидов и оформляет багаж вне очереди на специальных стойках, обозначенных знаком «Инвалид».

Если пассажир следует в аэропорт трансфера, то диспетчер линии регистрации должен уточнить у пассажира, нужна ли ему коляска, которую он использует ежедневно и которую сдал в багаж, и если нужна, то на каких участках трансфера. При наличии возможности, диспетчер свяжется с аэропортом, принимающим трансферного пассажира, и ему будет выдана временно из багажа его коляска.

По прибытии в зону оказания услуг аэропорта пассажира встречает сотрудник сопровождающей службы, помогает ему пересесть в коляску, которая предоставляется перевозчиком в аэропорту, а коляска инвалида сдается в багаж и досматривается уже в багажном отделении.

Перевозка кресло-коляски на борту воздушного судна

Перевозка в качестве багажа кресло-коляски, которую использует инвалид в повседневной жизни.

В соответствии с Приказом Минтранса России от 15.02.2016 №24 "Об утверждении Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах» пассажир из числа инвалидов может без взимания дополнительной платы провезти кресло-коляску на борту воздушного судна при перелете.

Если речь идет об обычной кресло-коляске, то здесь все достаточно просто. До момента регистрации багажа пассажир остается в своем кресло-коляске, после сдачи ее в багаж пассажир получает временную кресло-коляску для использования ее до момента посадки на свое место на борту воздушного судна.

Что касается электрических кресло-колясок, здесь есть некоторые нюансы. Указанный выше порядок прямо возлагает на пассажира обязанность иметь при себе инструменты для отсоединения аккумулятора, безопасный чехол для перевозки аккумулятора, соответствующий всем стандартам действующего ГОСТа. В противном случае инвалиду может быть отказано в перевозке электрической кресло-коляски. Сделано это для безопасности остальных пассажиров на борту воздушного судна.

Например, аэропорт Внуково бесплатно предоставляет услугу по отсоединению аккумулятора от электрической кресло-коляски, но инструменты пассажир все равно обязан иметь при себе.

Также услуга по перевозке электрической кресло-коляски оказывается только в том случае, если пассажир заранее сообщил перевозчику (авиакомпании) о том, что использует такой тип кресло-коляски. У разных аэропортов разные сроки по принятию таких заявок. Так, у аэропорта Шереметьево установлен срок по принятию заявок на перевозку электрической кресло-коляски не позднее 36 часов до вылета. Аэропорты Внуково и Домодедово принимают такие заявки не позднее, чем за 48 часов до вылета.

Информацию о сроках принятия таких заявок в региональных аэропортах нужно уточнять непосредственно по телефонам, указанным на их сайтах.